Воспитатель
Первая школа воспитания растущего человека – семья . Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организованном, так и в психолого-педагогическом плане.
Я стараюсь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки. Доказано, что именно семья призвана приобщить ребенка к нравственным ценностям, дать ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика моей работы показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности видеть проблемы друг друга и совместно их решать.
Нетрадиционные формы работы с семьей помогают показывать родителям их значимость в воспитании детей и развивать потребность работать в триаде «педагог – ребенок – родитель», где ребенок является главным в этом звене.
Консультации. Проблемы, возникающие у родителей в процессе воспитания детей порой растут, как снежный ком. И очень часто взрослые не знают способов их решения. Одни самостоятельно находят пути к решению проблемы, другим требуется помощь. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка. Например, на основе бесед, высказываний, игр детей возникли темы консультаций:
• «Чем и как занять ребенка дома?»;
• «Если ребенок кусается и дерется»;
• «Как правильно воспитывать девочку»;
• «Закаливание детей»;
• «Подготовка к школе» и др.
Беседа – это метод получения информации на основе общения .
Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений. Из анкет можно узнать особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок, его предпочтения; особенности семей воспитанников – структуру, состав, образование родителей и другие сведения.
Дни открытых дверей - эта форма возникла с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в детском саду, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
Родительские собрания в разных формах: «Круглый стол», «Вечер вопросов и ответов», «Диспуты». Важно продумать время начала собрания, регламент и место проведения. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг или полукругом. Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в форме консультации. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Это я делаю на родительских собраниях. Их тематика разнообразна :
• «Адаптация ребенка в детском саду»;
• «Детские капризы»;
• «Наказание и поощрение в семье»;
• «Развитие речи младших дошкольников»;
• «Подготовка детей к школе».
Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник урожая» и др. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Акции – это действие, предпринимаемое для какой – либо цели (благотворительность, благоустройство детского сада) . Например, акции: "Мешочки радости", "Каробка храбрости", "Окна Победы" и др.. Цель данных акций: объединение усилий родителей, детей и педагогов в благоустройстве участков детского сада.